Одна поездка — это день работы.
В команде проекта сейчас восемь человек, но на точках одновременно работают не больше шести. В затраты стоит включать бензин, а в зимнее время еще и солярку. «Среднюю отдачу от одной поездки подсчитать сложно, — признается Анна. — Если продадим книг на 50 тысяч рублей — это хорошо, на 60 — очень хорошо, на 20 тысяч — нормально. 60% от выручки мы отдаем издательству, еще около 10 тысяч — это наши расходы. При этом надо учитывать, что следующие два-три дня мы простоим без поездок и практически ничего не заработаем».
Дальние поездки, разумеется, увеличивают переменные затраты «Бампера» — иногда до 50 тысяч рублей в месяц.
Расходы на бензин, ремонт автобуса, «кочевой» бизнес… Не проще ли было бы организовать небольшой стационарный книжный магазин? Практики книготорговли говорят, что традиционные торговые точки в среднем в три раза затратнее. «Наши расходы составляют около 150 тысяч рублей в месяц, — рассказывает Чеслав, соорганизатор магазина-клуба «Гиперион». — Магазин себя не окупает, несмотря на то что, помимо книготорговли, мы постоян-но устраиваем образовательные мероприятия и книжные фестивали».
Автоподвижники
Примерно 30% всех поездок «Бампербука» — некоммерческие. Организаторы добровольно приезжают в детские дома, интернаты и школы спальных районов, где продажи книг почти заведомо нулевые.
Региональные поездки также не окупаются, хотя в итоге часто оправдывают себя с коммерческой точки зрения — благодаря поддержке спонсоров и местных предпринимателей. Например, в Нижнем Новгороде книги для детских домов закупает УРАЛСИБ. «Был случай, когда предприниматель позвал нас в Обнинск, где мы съездили практически во все школы и выступили с лекциями, — рассказывает Ирина Мызникова-Молева, менеджер по развитию бизнеса «Бампербука». — Потом узнали, что более половины из 600 детей заинтересовались и пришли в библиотеку — почитать книги, о которых мы рассказывали».
«Без поддержки предпринимательского сообщества нам было бы сложно самостоятельно выезжать в регионы, наши затраты резко пошли бы вверх, а продажи при этом упали бы», — подытоживает Тихомирова.